В определенное время каждый ребенок начинает развивать речевые навыки, чтобы уметь высказать свои мысли, недовольства и пожелания. Данный процесс довольно индивидуальный. Некоторые малыши уже в 1 год выстраивают целые предложения, а другие произносят только едва понятные звуки. Все зависит от самого ребенка. Не стоит зря паниковать, если ваше чадо не умеет четко выговаривать те или иные звуки. Отправляться к логопеду также не следует. Родителям необходимо просто начать больше разговаривать с ребенком, читать ему сказки и несложные стихотворения. Особенно это важно в возрасте 2-3 лет, т.к. именно в этот период происходит развитие речи. Словарный запас малыша наполняется новыми значениями, что положительно влияет на развитие ребенка в целом.

Содержание:

Главная роль в данном случае отведена родителям, которые должны найти подход к малышу и научиться понимать его. Важно не упустить этот момент и не отдалиться от своего чада. Приобретите специальную развивающую литературу, соответствующую возрасту вашего карапуза, и помогите ему постичь ее.

Проводите как можно больше времени вместе. Это гарантированно благоприятно скажется на ваших взаимоотношениях и даст ребенку новые знания. Лучше всего запоминается информация из простых рифмовок и небольших стихотворений, поэтому уделите этому процессу особое внимание.

В период 2-3 лет также важно усовершенствовать мелкую моторику малыша. Это также положительно сказывается на развитии и качестве речевых навыков. В данном случае можно приобрести специальные игрушки или обычные пазлы и складывать их вместе. Выбирайте картинки, которые будут интересны вашему карапузу (например, кадры из любимого мультфильма или сказки).

К двум годам ребенок знает уже много звуков (В, Ф, Г, К, Л, Х, Б, Т, Н, П, М, С), незнакомые – просто заменяет другими, ему известными. Ничего необычного и настораживающего здесь нет, поэтому помощь логопеда не нужна.

Занимаясь развитием речи, обратите внимание на прикус, а также проследите нет ли отклонений в психологическом плане. Если нет никаких патологий, продолжайте работать с голосом, речевым дыханием и слуховым вниманием чада. Проблема с заглатыванием отдельных звуков решится со временем сама собой.

Большинство детей стараются воспроизвести часто употребляемые выражения своих родителей и манеру их говорения. Если ваш ребенок поступает также, воспользуйтесь этим: повторяйте как можно чаще звуки или слова, которым вы хотите научить его.

Обучать малыша лучше всего в игровой манере. Вы можете, например, расставить его любимые игрушки по комнате и предложить познакомиться с ними. Не забудьте делать гимнастику для губ и языка, которая поможет снизить вероятность появления картавости и направит речевое развитие в правильное русло.

Тревожным сигналом для родителей будет, если ребенок к трем годам не говорит вообще или произносит какие-то нечленораздельные звуки. В данном случае рекомендуют обратиться за квалифицированной помощью. Обратите внимание, разговаривать с карапузом нужно с первых дней его жизни, причем это должна делать не только мама, но и все окружающие его люди.

Причины задержки речевого развития у детей 

Проблемы, вызывающие задержку в развитии речи:

  1. Заболевания носоглотки и ушей, а также другие болезни, которые привели организм к истощению.
  2. Поражения центральной нервной системы, т.е. характерные для умственной отсталости заболевания.
  3. Психологические травмы, связанные с нехваткой внимания или «нездоровой» атмосферой в семье.

Существует множество факторов, влияющих на развитие речевой активности ребенка. Главное, как можно быстрее выяснить проблему и по возможности устранить ее.

Игры для развития речи у детей 2-3 лет

Есть огромное количество способов развить речь ребенка на втором году жизни. Идеальный вариант – игра. Многие родители недооценивают такой метод и поэтому уделяют ему мало внимания.

Рассмотрим, полезные свойства игры:

  • приносит радость и положительные эмоции;
  • учит внимательности и терпению;
  • знакомит с окружающим миром;
  • расширяет словарный запас;
  • развивает логическое мышление;
  • учит правильно строить предложения и высказывать свои мысли.

В этом возрасте дети максимально открыты для всего нового, и при этом отлично «впитывают» полученную информацию. Привлеките к игре интересные игрушки, придумайте увлекательную историю и включите в нее какое-нибудь новое слово. Чтобы оно быстрее запомнилось, повторяйте его как можно чаще.

Прекрасным способом познакомить малыша с окружающим миром и новыми понятиями является беседа у окна. Вы можете показывать ему: небо, птиц, солнце, деревья, траву, машины и т.д. Этот вариант также подходит для разучивания цветов. Можно задавать вопросы (например, «Какое цветом небо?») и таким образом вести обучающую беседу. Изученный материал нужно обязательно закреплять, т.е. не переходить к новым значения без повторения уже знакомых. При таких диалогах будет развиваться и речь ребенка, и его кругозор.

Веселые песни и рифмовки также помогут ввести в словарный запас новые значения. Просите кроху просто повторять их за вами. Интересный способ развить речь – разговор по телефону. Малыш не видит собеседника, поэтому выразить мысли жестами или мимикой не сможет, а значит, будет пытаться изъясниться вербально. Можно сначала задавать ему простые вопросы и постепенно усложнять беседу.

Играя в куклы, машинки или солдатиков разговаривайте от лица игрушки, стимулируйте ребенка отвечать вам, заинтересуйте. Например, «Куда мы пойдем?», «Какое платье мне надеть?», «Какой замок, мы будем завоевывать?» и т.д.

Еще один вариант игры. Возьмите яркий мешочек и сложите в него игрушки (например, домашних животных). Потом доставайте по одной и называйте ее, дайте ребенку познакомиться с ней. Затем попросите его положить в мешок определенную игрушку.

Выучить названия различных действий можно при помощи подвижных игр или танцев. Попросите карапуза покружиться, присесть, попрыгать и т.д. Если он не знает, как это сделать, покажите ему сами. Таким образом, малыш научиться новым словам, и будет понимать то, о чем вы его просите. Можно также использовать рисование. Пусть ребенок нарисует названный вами и уже известный ему предмет (например, мяч или тучку).

Обратите внимание, с крохой надо разговаривать четко, без коверкания слов и «сюсюканья». Называйте вещи своими именами, не упрощайте и не изменяйте сложные слова и словосочетания.

Все вышеперечисленные игры и способы подходят и будут интересны и для трехлетних детей.

Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

Довольно часто дети заглатывать какие-то звуки. Исправить это можно при помощи упражнений. Например, кроха «глотает» звук «А». Попросите его показать, как плачет кукла: аааааааа. Произносите вместе с ним.

Для звука «У» можно попросить показать, как гудит самолет (ууууууу). Покажите, как он правильно произносится.

Проводите тренировку до тех пор, пока эта проблема не исправится. Не игнорируйте своего ребенка. Ваше внимание – гарант правильного развития личности ребенка в целом.

Поделиться в соцсетях

Комментировать